Свадебный Фотограф Илья Кремер

Выдержка

Выдержка – это время, в течение которого свет попадает на определённый кусочек на светочувствительном элементе (плёнки или матрицы в цифровых камерах).

Когда вы нажимаете на кнопку спуска в фотоаппарате, происходит самое главное: открывается и закрывается затвор, это означает, что на некоторое время на светочувствительный материал попадает свет, прошедший извне через стёкла объектива. Светочувствительным материалом в цифровых фотоаппаратах является матрица, как она выглядит легко разглядеть на мобильном телефоне с камерой – красная точка и есть такая матрица, а в фотоаппаратах она имеет похожий цвет, но обычно отличается большим размером. Таким образом, то, что вы снимаете, оказывается запечатлённым.

Эта величина измеряется, естественно, в секундах, причём иногда она отображается, как, например 0.125, а иногда как 1/8 (одно и то же значение). Она может быть значительно короче, чем 1/1000 секунды, а может и длиться более десятка минут.

Вполне логично, что чем она больше, тем ярче будет кадр (если все остальные внешние условия и установки остаются неизменными). Причём, увеличение выдержки в два раза сделает кадр ровно в два раза светлее.

Например, контрольный вопросец, сделан снимок при выдержке 1/60 секунды, он оказался слишком тёмным. Как надо изменить выдержку, чтобы следующая картинка стала в три раза светлей? Правильный ответ: 1/20 секунды. Потому что величина 1/20 ровно в три раза больше, чем 1/60.

Но, разумеется, от времени экспонирования (попадание света на плёнку/матрицу камеры во время фотографирования) зависит и то, будут двигающиеся предметы размазанными или нет. Чем длиннее выдержка, тем больше изменений в движении объектов съёмки могут оказаться запечатлёнными. Если идёт съёмка бегущего в нескольких метрах от вас спортсмена, то щёлкать при 1/10 секунды нельзя никак, если хочется, чтобы бегун вышел чётким, поскольку за 0.1 секунды он успеет хорошенько размазаться. С другой стороны, если объект – спокойный пейзаж, то можно позволить себе и несколько секунд, т.к. здесь возникают только такие вопросы, как скорость движения облаков. Кстати, опять же, длина шлейфа от двигающегося объекта увеличится ровно в два раз с аналогичным увеличением выдержки.

При этом очень важно понимать, что двигаться может не только объект (или вы относительно него), но и сам фотоаппарат. Съёмка с рук часто грозит размазыванием всего и вся на кадре из-за естественной дрожи. Особенному размазыванию, по закону подлости, подлежат те объекты, для которых заметны и неприятно даже самые маленькие клоны-ореолы – точечные источники света. Но самое опасное – вы можете не заметить этого при просмотре отснятого непосредственно в фотоаппарате, ведь на очень маленьком по сравнению с экраном монитора фотоаппаратным дисплеем, эти шевелёнки (размазывания) могут занимать 1 пиксель или даже не становиться заметными, в то время как при просмотре на компьютере или печати дефекты будут бросаться в глаза, и снимок будет стыдно показать. Чтобы не испытать это горькое удивление дома всегда просматривайте фотографии на аппарате с максимальным увеличением, прежде чем подумать, что они получились!

А как сходу рассчитать максимально длинную допустимую выдержку при съёмке с рук?

Во-первых многое зависит от вас и от вашего состояния в конкретный момент. Может быть вы перед этим долго забирались в гору? Тогда дрожь, скорее всего, будет больше, чем у вас же, но в спокойном состоянии.

Во-вторых в общем случае действует правило, которое говорит о том, что вы можете удлинить время экспонирования до величины 1:L, где L – фокусное расстояние объектива в миллиметрах (причём, не эквивалентных). Важно учесть, что наличие стабилизатора внутри камеры или объектива может в несколько раз нарушить это правило в лучшую сторону, например в творческих мыльницах Olympus (sp-550 к примеру) действует сдвиг матрицы, это значит, что каждое мелкое дрожание частично покрывается сдвигом матрицы в нужную сторону. Съёмка этой камерой с рук при включённом стабе и фокусном расстоянии 70мм вполне позволяет ставить выдержку в 1/10 секунды, т.е. в 7 раз больше той, какую предлагает это общего правило.

Фотоаппараты или объективы, имеющие стабилизатор обычно помечаются как-либо, например для Canon это «IS», для Nikon – «VR», для Tamron – «VC», для Sigma – «OS», и так далее (в названии объективов). На корпусах фотоаппаратов, имеющих стаб внутри также всегда что-нибудь такое пишут, и всё это не маркетинг, как количество мегапикселей – наличие стабилизатора – действительно очень большой плюс. Хотя имеет большой смысл обращать внимание и на его тип; цифровой стабилизатор возможно и не принесёт ощутимого комфорта, а «сдвиг матрицы» или линз в оптике, т. е. механические балансиры дают изумительное преимущество их обладателям.

+7-926-209-62-45
ivkremer