Свадебный Фотограф Илья Кремер

Фокусное расстояние

Когда говорят о фокусном расстоянии объектива, то имеют в виду расстояние между оптическим центром объектива и фокальной плоскостью (которой является плоскость, в которой лежит матрица, если речь идёт о цифровой камере, или плёнка), когда фокус объектива направлен на бесконечность, т. е. вдаль.

Измеряется оно в миллиметрах. На объективах почти всегда пишут, какое фокусное они имеют, а если это зум объектив (может изменять своё фокусное) то его пишут в виде 30-75mm, где 30мм – это ближнее, а 75 – дальнее фокусные расстояния.

Если рассматривать одиночную линзу, то понять, что такое ФР предельно просто, т. к. во-первых для неё проще определять оптический центр, и во-вторых достаточно найти дома любое увеличительное стекло, чтобы понаблюдать за этим своими же глазами.

Возьмите в солнечную погоду лупу и доску. Когда вы зафиксируете лупу на таком расстоянии от доски, что пучок света будет максимально чётким, то расстояние от оптического центра лупы (а если она симметричная, то считайте, что просто от её центра) до изображения – и есть фокусное расстояние. Если вы проделаете аналогичное с настольной лампой, то это расстояние будет чуть меньше, но фокусным считается именно то, когда предмет значительно удалён от линзы, т. е. «на бесконечность» (именно такое понятие всегда используется в фототехнике).

Первое, с чем надо связывать ФР – это угол обзора, что ведёт к приближению или отдалению. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора, и, соответственно, тем больше увеличение. В характеристиках объективов часто можно встретить информацию об угле обзора, когда пишут что-то вроде 75-35 градусов по диагонали, это значит, что при его меньшем фокусном угол обзора по диагонали (часто проще представлять себе по горизонтали, хотя, наверно кому как) равен 75-ти градусам, а при дальнем фокусном – 35-ти. При изучении объективов важно учитывать для какого фотоаппарата были указаны значения (см. кроп-фактор), так например в характеристиках объектива Sigma 30mm f/1.4 для Кэнон написано, что угол обзора по диагонали составляет 45 градусов, а для Canon 50mm f/1.8 II это значение равно 46 градусам. Фишка в том, что фирма Canon делит всю свою оптику на EF и EF-S, т. е. для полноформатных (35мм) камер и кропнутых до 1.6, отсюда такое парадоксальное различие. На самом деле, если крепить эти объективы на аппарат с кропом 1.6, то угол Сигмы окажется 45°, а у кэноновского портретника будет существенно меньше – около 30°. Нижние границы фокусных расстояний у творческих мыльниц обычно составляют 4-6 мм, представить себе такие значения на полном кадре нереально.

Данное правило не является абсолютно справедливым по отношению к объективам типа «рыбий глаз». К примеру, кэноновский 15mm F/2.8 Fisheye имеет 180° по диагонали, а 14mm F/2.8 L II – 114°. Развёрнутый угол по диагонали фишаям даёт особенность их строения, хотя для них также характерны очень короткие ФР.

Важно ещё чётко знать, что такое зум. Зум – это отношение дальнего фокусного расстояния к ближнему, не более. Какой зум имеет объектив 40-150мм? Правильный ответ: 3,75х. Какой зум имеет встроенный объектив мыльницы, на котором написано 6.3-63mm? Правильный ответ: десятикратный зум (или 10х). Какой зум имеет объектив с постоянным фокусным расстоянием в 85мм? Правильный ответ: такой объектив не имеет зума, часто встречается фраза «с постоянным фокусным расстоянием» или просто характерное название «фикс». Таким образом понятие зума лишь косвенно связанно с углом обзора, т. е. увеличением или приближением объектива – 3х зум может иметь и больше увеличение, чем 5х.

В статье о выдержке было написано, что существует общее правило, которое говорит о том, что снимая с рук, фотограф может позволить себе выдержку равную 1/ФР, и что при этом важно именно фокусное, а не угол обзора. Да, это правда так. Возьмите в руки мобильный телефон с камерой, сделайте там цифровой зум 4х (это же уменьшает угол?). Для фотоаппарата с кропом 1.5 этому будут соответствовать, наверно, минимум 60 миллиметров. Сравните трясучку. Если захочется сослаться на неудобство или удобство держания мобильника или, наоборот, среднего размера камеры, то попробуйте проделать то же самое с творческой мыльницей. Сравните 75 мм какой-нибудь творческой мыльницы и 200 миллиметров у зеркалки с кропом в 1.5.

С увеличением фокусного также уменьшается отрезок резко изображаемого пространства – ГРИПа. С этим связано удобство применения «длинных» объективов для съёмки животных. Хочется во-первых не подходить к зверю (для чего нужно увеличение – маленький угол обзора) во-вторых хочется, чтобы зверь выделился, т. е. фон за ним был очень мягким и лишённым деталей. Если взять в качестве примера камеру с кропом равным 1.6 и выбранным фокусным 300мм, то даже при дырке f/8 и предмете, находящимся на расстоянии 5 метров, глубина резкости составит всего 10 сантиметров.

+7-926-209-62-45
ivkremer