Свадебный Фотограф Илья Кремер

Диафрагма

Диафрагмой называют устройство, которое регулирует относительное отверстие объектива. В подавляющем большинстве всех современных часто используемых фотоаппаратах и объективах оно сужается или расширяется с помощью лепесточков, которые часто очень несложно разглядеть, посмотрев внутрь объектива в момент съёмки, или нажав кнопку репетира диафрагмы (сейчас почти все объективы лишены ручной регулировки отверстия; лепесточки сжимаются только на период экспонирования).

Но на этой странице будет рассмотрено именно диафрагменное число, т. е. значение, написанное на объективе или в настройках камеры при съёмке, в виде F:2.0 или f/2.0, а иногда 1:2.0 где 2.0 и есть это число.

Относительное отверстие объектива это отношение действующего диаметра объектива к его фокусному расстоянию (когда и то и другое измеряется в одинаковых единицах длины, и при этом числитель приведён к единице, т. е. если действующий диаметр равен 28-ми миллиметрам, а фокусное при этом 50-ти, то вместо 14/25 запишут 1:1.8), отсюда следует, что не трогая ФР, относительное отверстие можно отрегулировать только изменением диаметра объектива.

Чем меньше число, стоящее после F:, тем ярче снимок, причём уменьшение числа в 1.4 раза (приблизительно корень из двух) сделает снимок в 2 раз ярче, если, конечно, все другие условия съёмки и установки камеры при этом не менять. Сразу лучше ещё запомнить, что изменение числа в 2 раза даёт изменение яркости в 4 (следует непосредственно из предыдущего). Так, например, снимок сделанный при f/1.8 будет ярче, чем при f/5.6 чуть больше, чем в 8 раз. Узнать это быстро можно, например, так: 1.8 умножить на два, получается 3.5 (отметка 3.6 на стандартной шкале отсутствует), на этом этапе уже в 4 раза ярче. Далее, 3.5 умножить на 1.4 будет 5, значит f/5 темнее f/1.8 в 8 раз, а у нас 5.6, т.е. ещё несколько темней. Аналогично, как изменит переход от f/2.5 к f/5? Он сделает снимок темнее в 4 раза.

Что означают надписи на объективах, например, «70-300mm 1:4-1:5.6»? Это означает, что при ФР равном 70 миллиметрам, максимальная открытая диафрагма это F:4.0, а при фокусном в 300 мм – F:5.6.

Достаточно интересный факт: самые светосильные (т. е. имевшие самое маленькое диафрагменное число) объективы, доступные в продаже, имели F/0.95, это, например, Canon 50mm 1:0.95, или Canon 50mm f/1.0 USM (который был заменён на f/1.2 в 2006 году). Один из самых светосильных объективов вообще был Carl Zeiss Planar 50mm 1:0.7, таких было выпущено всего 10 штук, причём одним владеет фирма-производитель, три лежат у режиссёра Стэнли Кубрика, который использовал его для съёмки сцены в фильме только при свете свечей, а ещё 6 – у НАСА, они приобрели его для программы Аполлон. За адекватные деньги (не сотню тысяч рублей, а, скажем, менее двух десятков) из производимых и продаваемых в настоящее время объективов можно купить стёкла, имеющие 50mm и f/1.4. Но учтите, что этот абзац не говорит ни слова о том, что чем шире у объектива дырка, тем он дороже или лучше. Есть тьма тьмущая других деталей, например просто качество оптики, надёжность автофокуса и многое другое, хотя в общем, стоимость производства увеличивается с увеличением относительного отверстия, т. к. для требуется большая точность для отливки и склейки линз, и пр.

Planar 50mm f/0.7

Noctilux-M 50mm f/0.95

Но величина диафрагменного числа влияет не только на яркость полученного снимка.

Она управляет такой важной деталью, как ГРИП – отрезком расстояния, в пределах которого все предметы выглядят чёткими, и выходя за него, начинают размываться.

Чем меньше число, стоящее после «F:», тем короче этот отрезок.

Это значит, что если вы хотите, чтобы большее количество предметов «влезло» в фокус, то нужно сжать дырку, т. е. увеличить диафрагменное число. Если же вам надо добиться сильно размытого фона, то следует максимально раскрыть диафрагму, т. е. поставить минимально возможное число. Поэтому портреты чаще всего (по возможности, конечно) делаются объективами, имеющими не только фокусное приблизительно 80-130 в эквиваленте (а желательно и без эквивалента, чтобы избежать перспективных искажений) для полного кадра, но и минимальную «дырку» f/2.0 или меньше, а портретный режим съёмки почти на всех фотоаппаратах, где он встречается, первым делом раскрывает на максимум диафрагму.

Помимо яркости и ГРИПа диафрагменное число также влияет на такую вещь, как «звёздочность» фотографии. Если в кадре есть точечный источник света, например, обычная лампа накаливания, то огонёк может быть просто кругленьким, а  может быть с лучами, исходящими из него гораздо дальше, чем диаметр самого огонька.

Чем больше диафрагменное число, тем длиннее будут лучи, исходящие от источников света.

Но кроме этого, значение диафрагмы влияет на мыльность и качество фотки. На большинстве современных цифровых камерах фотография будет наиболее резкой при диафрагме около f/8–10 (чаще всего), и наоборот мыльной при максимально открытой. С другой стороны, при дальнейшем увеличении числа, снимок начнёт снова портиться. Правда, париться о резкости приходится в основном с зумами, т. к. фиксы как правило значительно превосходят их в этом, и отличное качество достигается уже при, например, f/4, а закрывать дырку далее нужно лишь для управления яркостью и ГРИПом.

+7-926-209-62-45
ivkremer